Правила оформления электронных учебных изданий МЭИ

Открыть документ в формате .pdf, сохранить и/или распечатать можно здесь.

Для возврата из окна PDF-документа нажмите клавишу "Назад" на навигационной панели браузера.

Согласовано

Проректор МЭИ (ТУ)
Маслов С.И.

Правила оформления электронных учебных изданий МЭИ

 

Введение

Общие положения

Особенности работы с электронными учебными изданиями

Рекомендации по дизайну ЭОР

Критерии оценки дизайна систем электронного обучения

Дополнительные возможности HTML-документов при создании ЭОР

Типографика

Оглавление (содержание)

Основной текст

Таблицы и иллюстрации

Математические формулы

Сокращения

Размещение выходных сведений

Тестирование ЭОР

Приложение 1. Данные статистики пользователей на май 2011 г. из различных источников в Рунете

Приложение 2. Преобразование документов MS Word в ЭОР

! Приложение 3. Microsoft Equation и MathType

! Приложение 4. Преобразование формул и спецсимволов в растровые рисунки

 

Введение

Настоящие правила определяются требованиями, принятыми издательством МЭИ, особенностями представления электронных документов на экране монитора, браузерами и особенностями работы учащихся с электронными учебными изданиями и распространяются на все форматы представления ЭОР (HTML, DOC, PPS, PDF, форматы внутреннего представления используемой системы дистанционного обучения и др.)

Наиболее популярным форматом публикации во Всемирной паутине, а в системах дистанционного обучения основным является HTML. Он позволяет получать практически полный аналог статического традиционного издания, включая текст, рисунки и систему гипертекстовой навигации, мультимедийными компонентами и др.

Дизайн учебного электронного издания создается для наилучшего восприятия и усвоения учебного материала и обычно ориентирован на определенное экранное разрешение (рекомендуется 1024х768). Желательна проверка готовых документов, размещаемых на сайтах НИУ МЭИ, при просмотре в наиболее распространенных (см. Приложение 1) браузерах – MS IE, Mozilla Firefox, Opera и при разных разрешениях. При необходимости на 1–2й странице документа (и в сопроводительной документации) указываются требования (рекомендации) использования определенного браузера, разрешения экрана, плагинов, аппаратуры (например, аудиосистемы).

Общие положения

Электронное учебное издание обычно представляет гипертекстовую совокупность HTML-страниц. Создавать такие страницы можно с помощью авторских систем создания электронных курсов систем ДО (Прометей, eLeaning или др.). Можно создавать контент учебного курса с помощью технологий, частично автоматизирующих процесс создания учебных материалов, а можно создавать полностью вручную (см. Приложение 2).

HTML-страница готового электронного издания содержит в себе только контент и должна быть создана на основе ранее продуманного и созданного шаблона. Описание внешнего облика страницы рекомендуется отделять от основного контента и хранить его в таблице стилей, созданной с помощью CSS. Это удобно, так как при необходимости внести изменения в оформление страниц будет достаточно внести эти изменения только в одной таблице стилей, и эти изменения отобразятся на всех страницах электронного издания.

Первоначально продумывается дизайн внешнего вида титульной страницы, страницы оглавления и остальных страниц будущего учебного электронного издания. В соответствии с дизайном создаются шаблоны страниц электронного издания. Все страницы будущего электронного учебника будут выполнены в едином стиле на основе этих шаблонов.

Шаблон страницы проектируется исходя из того, что любое электронное издание будет представлять большой объем информации, а, следовательно, большая часть экрана будет занята текстом (информационная область). Для переходов от одной страницы к другой необходим блок навигации (навигационная панель). Навигационная панель всегда должна присутствовать на экране в одном месте, при прокрутки основного контента не пропадать, не перескакивать на другое место, не менять вид. Предпочтительнее определять под панель навигации поле сверху, снизу, или слева от информационной области. В организации пространства страницы можно выделить еще две области: шапка и подвал. Эти области могут отсутствовать, а если они существуют, то размер областей экрана под них должен быть минимальным. Информация, помещаемая в эти области второстепенная, дополнительная. Шапка это самая верхняя область экрана. В эту область можно вынести название текущего параграфа. Подвал – область внизу экрана – туда могут быть помещены контактные данные, дата обновления.

Предполагается, что текст электронного издания набирается в редакторе Word с использованием Редактора формул, разделяется на страницы, копируется и с помощью редактора (наиболее рекомендуемый вариант!), например Dreamweaver или FrontPage, вставляется  в информационную область шаблонной страницы, конкретизируются навигационные ссылки страницы, актуализируются необходимые гиперссылки, всплывающие окна и/или другие активные элементы страницы и страница сохраняется. Как вариант для сохранения большого количества страниц можно использовать цифровые наименования файлов, где первые две цифры – № раздела; следующие две – № главы; две -№ параграфа; еще две – № страницы и т.д.

Цифры разделены знаком подчеркивания.
01_01_01_01.html – 1 раздел; 1 – глава; 1 – параграф; 1 – страница;
01_02_01_05.html – 1 раздел; 2 – глава; 1 – параграф; 5 – страница.

Желательно включать в электронное издание версию в формате PDF основных разделов курса для возможности иметь у обучаемого твердую копию этих разделов.

Консультации по правилам оформления проводят сотрудники ОСИТО Скворцова Т.М. (т. 79-53)  и Савкин А.Н. (т. 79-91) ) и другие сотрудники центра.

Особенности работы с электронными учебными изданиями