Открыть документ в формате .pdf, сохранить и/или распечатать можно здесь.

Для возврата из окна PDF-документа нажмите клавишу "Назад" на навигационной панели браузера.

Основные правила оформления электронных учебных изданий МЭИ

Настоящие правила определяются требованиями, принятыми издательством МЭИ, особенностями представления электронных документов на экране ПК и особенностями работы учащихся с электронными учебными изданиями и распространяются на все форматы представления ЭОР – компонент ЭУМК (PDF, HTML, PPS, форматы внутреннего представления используемой системы дистанционного обучения и др.).

Обязательный минимальный состав ЭУМК определен в Приложении 1 к приказу № 48, п. 2.4.

Предполагается, что текст электронного издания набирается в редакторе Word с использованием Редактора формул, а затем переводится в выходной формат.

Типографика

В электронных изданиях, в отличие от печатных, следует использовать преимущественно короткие четкие предложения и сжатые параграфы, позволяя пользователю предельно быстро просмотреть экран, отыскивая нужную информацию.

В электронных изданиях жесткие размеры полей отсутствуют, но рекомендуется 15мм слева и 10мм остальные.

В тексте должна быть соблюдена соподчиненность разделов и подразделов. Нумерация разделов и подразделов выполняется арабскими цифрами, которые отделяются от названия точкой. Номер подраздела состоит из цифры, обозначающей номер раздела, и цифры, обозначающей его порядковый номер в составе раздела, отделенных друг от друга точкой. Слова «Глава» и значок параграфа «§» не печатаются. В заголовке Лекция 5 знак номера не печатается.

Рекомендуемые шрифты для основного текста – Serif (с засечками) типа Times. Для заголовков могут использоваться шрифты Sans Serif (без засечек – хвостиков на концах линий) – Arial. Переносы слов не допускаются. Выравнивание текста  – по ширине. Размер – не менее 12пт. Символы в дополнительных шрифтах (Liter, Odessa и др.), должны быть набраны в Редакторе формул, за исключением конвертации в PDF. Использование любых экзотических шрифтов недопустимо! (они не будут отображаться у пользователя).

При необходимости в тексте используют шрифтовые выделения (подчеркивающие значимость определений, терминов, выводов и др.) – шрифтом полужирного начертания, полужирным курсивом или другим, отличным от основного по начертанию, шрифтом (например, шрифты типа Times и Arial).

Основные определения, термины при их первом введении (определении) рекомендуется выделять цветом.

На экране плохо выглядят и курсив, и р а з р я д к а, поэтому для текстовых выделений лучше использовать либо цвет, либо полужирное начертание.

 

Нумерация рисунков, таблиц, формул – сквозная по главам (например 3.15.).

Каждая иллюстрация должна быть с подписью. Подпись должна состоять из слова «Рис.», номера иллюстрации и названия, разделенных точкой. Подписи к иллюстрациям следует располагать под ними. Если длина подрисуночной надписи не более одной строчки она выравнивается по центру, если более – то по ширине. После наименования рисунка точка не ставится. В тексте обязательно должна быть ссылка на рисунок.

Заголовок таблицы печатается сверху таблицы, выравнивание заголовка  – по центру. Слово «таблица» и ее номер печатаются справа над заголовком. После номера таблицы и ее заголовка точку не ставят. В тексте обязательно должна быть ссылка на таблицу.

Математические формулы должны быть набраны во встроенном в Word Редакторе формул (или Math Type) с учетом типографических правил для дисциплины; для математических текстов рекомендуется пакет LATEX. При правильной настройке Редактора формул правила написания математических выражений будут соблюдаться автоматически. Рекомендуемый размер основного шрифта для переменных не менее 14 пт. (на 2 пт. больше основного текста).

Математические формулы в отдельной строке выравниваются по центру. Справа от формулы в конце строки располагается ее порядковый номер в круглых скобках. Знаки препинания ставят сразу после формулы.

Рисунки должны быть контрастными, цветными и соотносимы по размеру с текстом.

В пределах одного тематического раздела цвет и текстура фона должны оставаться постоянными для всех страниц.

При необходимости (см. документ Структура и навигация по ЭУМК) в начало документа должен быть вставлен Титульный экран (см. шаблон титульного экрана ЭУМК).

Текст должен быть вычитан и устранены грамматические и стилистические ошибки, ошибки в формулах.

Заголовки и все надписи, являющиеся разновидностью заголовков, заголовки таблиц, подрисуночные подписи не должны завершатся точкой !!!

Пример 3

Рис 2.5. Схема мультивибратора

Навигация

Все типы заголовков должны определяться посредством стилей (Заголовок 1, Заголовок 2 и т.д.). После того, как весь текст набран, необходимо сформировать оглавление с переходами к соответствующим разделам текста.

Установите курсор в то место текста, куда должно быть вставлено оглавление. Далее:

Для Word 2003 войти в «Вставка», «Ссылка», выбрать «Оглавление и указатели» – вкладка «Оглавление».

Для Word 2007/10: «Ссылка», выбрать «Оглавление», «Встроенный – Автособираемое оглавление 1» (в различных версиях Word названия могут отличаться).

Определите параметры показа оглавления и нажмите ОК.

В результате в текст будет вставлен блок – оглавление, с помощью которого можно перейти к любому разделу документа. Просмотрите собранное оглавление, все ошибки определения стилей вылезут. Каких то заголовков вы не увидите – значит для них не определен стиль – заголовок. Могут появиться лишние заголовки – для них надо переопределить стиль на обычный.

Перевод в PDF

Перевод в PDF желательно осуществлять на том же компьютере, на котором создавался текст. В противном случае может оказаться, что отсутствуют необходимые шрифты или редактор формул. Документ в формате .pdf можно получить выбрав это расширение файла во время сохранения в Word 2007 и старше или работая в Adobe Acrobat.

Для сохранения документа с расширением .pdf в Word 2007 и старше, дополнительно при сохранении войдите в «Параметры…». Активизируйте «Включить непечатаемые данные», и активизируйте в « Создать заголовки, используя» «заголовки». В результате будет сформирован .pdf документ с блоком оглавления перед всем текстом, а также в правой части экрана при открытии закладок вертикально развернется дополнительное рабочее оглавление.

В PDF-файле нельзя использовать гиперссылки на внешние файлы,  имена которых набраны кириллицей (используйте только латиницу или цифровые имена).

Обязательно просмотрите PDF-файл, некоторые формулы могут быть конвертированы с ошибками (это касается в первую очередь при конвертации в Word 2007). Попробуйте конвертировать под Word 2010, или сохраните эти формулы как рисунки, вставьте в текст Word и снова сохраните в PDF-формате.

Проверьте работу гиперссылок и навигацию по оглавлениям.

 

Перевод в формат HTML и PowerPoint

При переводе в формат HTML и PowerPoint

Должна быть запрещена расстановка переносов.

Формулы, набранные в Редакторе формул, должны быть сохранены как рисунки и вставлены в текст как рисунки. Этот способ дает 100% гарантию того, что студенты увидят формулу точно так же, как и преподаватель.

Формат HTML

Обычно абзац содержит 7±2 строки (для рекомендованного разрешения).

Если необходимо работать с большими объемами текста, целесообразно разбивать их на более мелкие единицы – страницы, объем которых не более 1,5–2 экранов.

Формат презентаций в PowerPoint

Слайды, предназначенные для показа на экране в лекционной аудитории, должны выполняться на светлом фоне крупным шрифтом. Презентации, включенные в ЭОР, могут быть оформлены более свободно и разнообразно, в том числе уместным будет использование фона. Но и в этом случае следует избегать использования большого количества цветов и плотного заполнения слайда рисунками и текстом (30 – 40%).

Сохраняйте окончательный вариант файла только в формате pps – сохранить как…, демонстрация PowerPoint (демонстрация PowerPoint 97-2003 *.pps для РР 2010).

 

Полностью Правила оформления ЭОР опубликованы на нашем сайте.

Консультации по вопросам оформления ЭОР:

Ж-417, т.362 -7953, 7953

Ж-512, т. 362-7991, 7991